arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezip
Зачем вы мне нужны?
Автор:   Дмитрий Звежинский
Художник:   Тарас Дубов

Я закончил МИФИ. В нашем институте будущий инженер-физик впервые сталкивается с философией, насколько я помню, на втором курсе. К этому моменту студенты уже задаются вопросом — ходить ли на курс, если это не имеет последствий для его сдачи, и насколько он будет в принципе полезен. В особенности такие вопросы возникают, конечно, если предмет непрофильный.

На своем втором курсе я на философию ходил, но, к сожалению, я совершенно не понимаю, чем мы там занимались. Вообще, понять, насколько курс полезен, очень просто. Нужно подойти к студентам перед лекцией и спросить — о чем говорил лектор в прошлый раз. Также можно провести подобный эксперимент после зачёта или экзамена, спросив, о чем вообще был этот курс. Человек должен в двух-трёх предложениях сказать, чем он занимался весь семестр. Если ответа нет — это очень плохо, причем для всех. В этом случае студенты и преподаватель просто зря потратили время друг друга. Мой жизненный опыт подсказывает, что таких ситуаций нужно избегать всеми силами.

Однако ни для одного из курсов по философии, которые я слушал, я не смог бы ответить на этот вопрос.
На четвёртом курсе я ещё не работал, поэтому имел возможность в качестве обязательного спецкурса по философии выбрать наиболее удобный с точки зрения моего расписания — античную философию. Помню, что приходил на него после «качалки», под вечер. Происходящее напоминало урок литературы, только вместо лирических героев были древние греки, а вместо вопросов по сюжету — обсуждение того, что эти греки придумали. Прошло десять лет, и единственное, что я помню из того курса — это то, что понятие «душа» придумали именно эти ребята.

Далее была аспирантура. На первом году я уже работал в банке, зарабатывал денежку, чтобы потом уйти писать диссер. А по субботам ходил на семинар по философии. Помню, что нужно было выступить на этом семинаре несколько раз с рефератами, и мне один раз достался вопрос по И. Канту. Неделя была тяжелая, я что-то распечатал из Интернета, решив почитать это в электричке по пути в институт. Помню, что не понял ничего, и на выступлении все смеялись, включая преподавательницу. Потом как-то все же сдал аспирантский экзамен, и на этом моё знакомство с философией закончилось.

Моя жизнь так сложилась, что мне приходится много выступать перед людьми и чему-то их учить. Три года (уже после защиты) я работал в своей альма-матер, вел спецсеминар в МГУ, а также коммерческие курсы у одного из вендоров программного обеспечения. Если бы мне предложили подготовить и провести курс по философии для инженеров — я бы согласился! Мне вообще импонирует идея, что учить нужно тому, чего ты сам не понимаешь.

С чего бы я начал этот курс? Я бы попробовал показать людям, что философия — это наука. И если она не совсем такая наука, как математика или физика - возможно, стоит поискать какие-то аналогии, в чём они похожи. Думаю, что уже это вызовет некоторый интерес, даже если он проявится в виде возражений. Дальше возникает вопрос: есть ли у этой науки хоть какой-то научный аппарат, или она сводится к обсуждению девиаций и перверсий мышления конкретного автора? Применим ли этот аппарат в других науках, если да — то как? Какие общие идеи из его функционирования мы можем вынести и запомнить?

Наверно, не очень корректно поднимать вопрос о business value этого курса, но, всё же: чему инженер может научиться в философии? Давайте придумаем ответ на него в трёх предложениях. Если я пойму этот ответ, то возьмусь за такой курс.



Рассылка статей
Не пропускайте свежие обновления
Социальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE ×