Расширенный поиск
Кричевский А.В. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга [Текст] /А.В. Кричевский ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФ РАН, 2009. – 199 с.
Предоставлено Институтом философии РАН
-
Аннотация
-
Содержание
Книга представляет собой первую – общеметафизическую – часть монографического исследования, где предпринимается попытка на основе детальной проработки первоисточников и воспроизведения основных ходов мысли и интуиций Гегеля и позднего Шеллинга провести сравнительный анализ их учений об абсолюте. В центре рассмотрения – проблема бесконечности, свободы и триединства абсолюта как абсолютного духа, а также размышления о возможностях и пределах его умозрительного познания. Предназначается философам, теологам и всем, кого интересуют фундаментальные проблемы метафизики и кто стремится выстраивать свободное и осмысленное отношение к религии.
Введение ..................................................................................................................... 5
I. Претензии Шеллинга к Гегелю ......................................................................... 8
II. Учение Шеллинга о свободном субъекте бытия: Абсолют как
абсолютный дух...................................................................................................... 17
1. Понятие того, что есть до бытия (над бытием)
(негативно-диалектическое изложение)......................................................... 18
Первое определение искомой реальности: «непосредственно
могущее быть»............................................................................................ 18
Критика Шеллингом онтологического аргумента .................................. 26
«Могущее быть» Шеллинга и «возможность-бытие»
Николая Кузанского ................................................................................... 29
Второе определение искомой реальности: «чисто сущее» .................... 31
2. Введение третьего определения: «могущее быть как таковое».
Переход к понятию абсолютного духа (и «позитивному» изложению)...... 43
3. Формы абсолютного духа................................................................................ 60
4. О возможности в абсолютном духе иного бытия, отличного
от его вечного. Мотивы творения ................................................................... 77
5. «Позитивное» изложение концепции триединства абсолютного духа ..... 108
Общая структура абсолютного духа у Шеллинга ................................. 108
Сравнение с общей структурой абсолютного духа у Гегеля................ 128
Гегелевское рассуждение о «трех умозаключениях»................... 128
Гегелевская концепция триединства.............................................. 133
Некоторые содержательные аспекты, определяющие
различие элементов схемы строения абсолютного
духа у Гегеля и Шеллинга .............................................................. 143
Триединство или двуединство?...................................................... 155
III. Спекулятивный символизм как путь к познанию Бога?
Размежевание Шеллинга с Гегелем.................................................................. 165
1. Основная интуиция спекулятивного символизма ....................................... 166
2. Снятие религии в философии по Гегелю как снятие религиозного
представления в спекулятивном символизме .............................................. 170
Спекулятивная теология.......................................................................... 170
Общеметафизический аспект понятия представления......................... 173
Функция представления в самосознании абсолюта по Гегелю .... 173
Момент представления в структуре абсолютного
духа по Шеллингу............................................................................ 175
Снятие религиозного представления в спекулятивном символизме.... 183
3. Внутренняя ограниченность установки спекулятивного
символизма. Возможный взгляд с позиции Шеллинга............................... 189
Основной контраргумент ........................................................................ 189
Отношение человека и абсолюта как отношение «Я» и «Ты»............. 190
Заключение ............................................................................................................. 197
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter