Расширенный поиск
-
Аннотация
-
Содержание
В монографии исследуются методологические проблемы технического знания, проблемы техники в системе культуры, эпистемологический и нравственный контексты компьютерной революции. Рассматриваются понятия техники и технологии, генезис техники в культуре. Анализируются концепции техники в трудах отечественных и зарубежных философов. Предлагается концепция философии техники как учебного предмета.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ 3
Введение 3
Глава 1. Философствующие инженеры и первые философы техники 11
1. Философствующие инженеры 11
2. Первые философы техники 20
3. Распространение технических знаний в России в XIX — начале XX вв. как предпосылка развития философии техники в России 29
Глава 2. Подход, методы изучения 38
1. Основные положения, определяющие авторский подход 38
2. "Существование" и "Реальность" 42
3. Специфические формы рефлексии понятий существование и реальность 47
Глава 3. Сущность и природа техники 59
1. Сущностные характеристики техники 59
2. Природа техники 64
3. Понятие технологии 70
Глава 4. Формирование и эволюция техники в культуре 74
1. Культурный контекст формирования архаической техники 74
2. Формирование техники в культуре древних царств 80
3. Основные этапы формирования античной культуры 88
4. Античная программа построения наук 105
5. Понимание техники 107
6. "Техническая теория" в рамках античной науки 114
7. Переосмысление представлений о природе и науке в средние века 118
8. Формирование предпосылок науки и инженерии в эпоху Возрождения 122
9. Реализация замысла новоевропейской науки в трудах Галилея 124
10. Формирование технических наук 132
11. Формирование и особенности проектирования 139
12. Обнаружение технической реальности 148
Глава 5. Противоречия техногенной цивилизации 152
1. Кризис инженерии 152
2. Формирование неклассических технических наук 159
3. Новая идея инженерии? 164
4. Реабилитация техники 166
Глава 6. Философия техники как учебный предмет 167
1. Назначение и содержание учебного предмета 167
2. Гуманизация инженерного образования как одно из условий его совершенствования 171
3. Гуманизация технического образования 175
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ 184
Глава 1. Эпистемологический контекст компьютерной революции 184
1. Искусственный интеллект и понятие знания 186
2. Технологический подход к знанию 187
3. Проблема истинности знания 191
4. Представление и приобретение знаний: философско-эпистемологический контекст 194
5. Метатехнологические вопросы о знании 203
Глава 2. Техника и этика 207
1. Проблема "техника и нравственность" в русской философии 207
2. Проблема ответственности инженера и инженерная этика 212
Глава 3. Искусство и языки техники 222
1. Технология в искусстве: условия анализа 222
2. Эстетика как технология 228
3. Восприятие: технология и мимесис 236
4. Механика видимого по Дзиге Вертову (приложение) 242
5. Некоторые выводы 247
Глава 4. Социальное проектирование 249
1. Формирование социального проектирования 249
2. Природа социального проектирования 262
3. Парадоксы научной фантастики 272
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter