Расширенный поиск
Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Часть 2: 1940–1973 гг.
2010Михайлов, И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Часть 2: 1940–1973 гг. [Текст] / И.А. Михайлов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2010. – 294 с.
Предоставлено Институтом философии РАН
-
Аннотация
-
Содержание
Предлагаемая читателю монография – первое отечественное исследование, специально посвященное основателю одного из наиболее влиятельных философских течений современности. Первая книга (Часть 1. 1914–1939 гг.) опубликована в 2008 г. (М., ИФРАН). Вторая часть освещает развитие идей Франкфуртской школы «зрелого» этапа («Диалектика Просвещения», «Инструментальный разум» и др.). Используется материал лекций и посмертно опубликованных семинарских протоколов школы, рецензий и дневниковых записей М.Хоркхаймера, ранее не анализировавшихся в отечественной литературе. Идеи Хоркхаймера представлены в широком контексте философских, социологических, психологических, литературных и политических течений середины XX в., а также в сравнении с теориями его коллег и друзей: Т.Адорно, Л.Левенталя и др.
Предисловие ..............................................................................................3
Сокращения, используемые в основном тексте и примечаниях...........5
Введение....................................................................................................6
§ 1. Актуальность Хоркхаймера ........................................................8
§ 2. Новое время. Современность. Модерн....................................12
§ 3. Этапы и периоды развития идей
М.Хоркхаймера. Краткая характеристика ...............................16
Глава первая. Элементы «Диалектики Просвещения».................19
§ 4. Диалектика .................................................................................19
§ 5. Просвещение. Миф....................................................................21
§ 6. Пессимизм историософской концепции..................................23
1. Умонастроения........................................................................24
2. Концептуальная основа пессимизма ....................................28
§ 7. Власть. Авторитет. Индивид.....................................................31
§ 8. Фашизм.......................................................................................38
§ 9. Антисемитизм............................................................................57
§ 10. Язык. Иудаизм..........................................................................59
§ 11. Критика тоталитаризма и искусство как область свободы.... 60
Глава вторая. «Диалектика Просвещения».....................................64
§ 12. Структура и «сюжет» работы .................................................65
§ 13. Идея «Просвещения» ..............................................................68
§ 14. Актуальность «Просвещения» ...............................................71
§ 15. Природа и человек...................................................................75
§ 16. Идеалы западноевропейской рациональности
и их кульминация в Просвещении .........................................81
§ 17. Индустрия культуры................................................................82
§ 18. Методологические размышления
к «Диалектике Просвещения» ................................................90
§ 19. Неоднородность сил в борьбе с гитлеризмом.......................92
Глава третья. Инструментальный разум.........................................96
§ 20. «Помутнение разума»..............................................................96
§ 21. Инструментальный разум и проекты организации
сообщества .............................................................................103
§ 22. Поиск союзников и противников. Критическая теория
Франкфуртской школы и критический рационализм
Карла Поппера. Позитивизм.................................................110
Глава четвертая. Просвещение и разум критической
теории в историческом контексте....................................................115
§ 23. «Диалектика Просвещения» как антиутопия.
Эстетическая (литературная) форма произведения............115
§ 24. Антиутопии 1940-х гг. и критическая теория .....................118
§ 25. Мыслитель или писатель? Некоторые аспекты
трансформации идеалов научности в XVIII–XIX вв..........122
§ 26. Другие антиутопии Франкфуртской школы........................129
§ 27. Критика идеологии как критика традиционного способа
философствования, основанного на идеализме..................132
§ 28. Индустрия кино. Символические
средства тоталитарного.........................................................136
§ 29. Власть, насилие......................................................................140
Глава пятая. Хоркхаймер о политике .............................................144
§ 30. Место теории политики
в размышлениях Хоркхаймера .............................................144
§ 31. Искажение смысла «политического»...................................149
§ 32. Политическое и социальное .................................................150
§ 33. Социальные идеи Хоркхаймера сегодня .............................154
Глава шестая. Механизмы тоталитарного.....................................159
§ 34. Инструментализация, технизация и специализация ..........159
§ 35. «Тоталитарная личность» .....................................................162
§ 36. Общество в эпоху тоталитарного.........................................166
§ 37. Проблема власти и авторитета в современную эпоху........170
1. Невидимость («демократизация»)
власти. Добровольное пособничество................................170
2. Принудительно-добровольная публичность......................172
§ 38. «Воспитание» чувств посредством медиа...........................178
§ 39. Возвращение эмигрантов......................................................185
§ 40. Франкфуртская философия истории. Проблема
модерна. Революция. Европа ................................................186
Глава седьмая. Демократия и парламентаризм
в эпоху демократии масс....................................................................190
§ 41. Демократия как «прикрытие»...............................................192
§ 42. Свобода. Формальные гарантии...........................................193
Глава восьмая. Обратное движение медийности..........................201
§ 43. «Не понимая медиа». Современный
медийный мир. Телевидение ................................................201
§ 44. Телевидение и «реальность» ................................................205
§ 45. «Наука» в новых условиях....................................................206
§ 46. Диктатура и реклама. Техника и диктатура.........................210
§ 47. «Я люблю текст потому...». Литература как ценность
и модель (ориентир) в современную эпоху.........................213
Глава девятая. На путях к управляемому обществу....................218
§ 48. «Фашизм», «сталинизм» и «тоталитаризм».
Тоталитаризм и история........................................................218
§ 49. Природа философии, мышления, духа ................................221
§ 50. Критическая теория...............................................................225
Глава десятая. Глобальный пессимизм 1960–1970-х гг................228
§ 51. «Человек меняется»...............................................................228
§ 52. Бессилие искусства................................................................237
§ 53. Хоркхаймер сегодня ..............................................................243
Заключение ............................................................................................246
Примечания ...........................................................................................256
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter