Расширенный поиск
Фокин И.Л. Philosophus Teutonicus Якоб Бёме: возвещение и путь немецкого идеализма. 2-е изд., переработ. и доп. СПб.: Умозрение, 2019. — Х+646 с
Предоставлено издательством
-
Аннотация
-
Содержание
В книге представлен целостный взгляд на учение величайшего христианского мистика и пророка немецкой Реформации Якоба Бёме (1575–1624). Именно «тевтонский философ», как прозвали Бёме современники, явился провозвестником нового принципа идеализма в истории философии – в противоположность также
возвещенному в это время в Англии принципу эмпиризма английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), а также принципу философского метода рационализма француза Рене Декарта (1596–1650). «Якоб Бёме был первым немецким философом, его философии присущ подлинно немецкий характер» (Хегель). Настоящее издание представляет собой одну из первых попыток представить российскому читателю этот еще неизвестный и едва по-настоящему сознаваемый, подлинно религиозный и христианский Исток всей немецкой философии Нового и «новейшего» времени. Первое издание в настоящем объеме состоялось в 2014 г. При подготовке нынешнего издания были учтены некоторые неточности и внесены незначительные поправки. Книга рассчитана прежде всего на исследователей и преподавателей классической немецкой философии, истории и теологии протестантизма в современных российских университетах.
Предисловие к изданию 2014 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . V
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Историческая перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Mистицизм Бёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
3. Первый немецкий философ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
А
Учение Бёме о триедином Боге, Природе и Человеке
I. «Тесные врата» в тевтонскую мудрость . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
1. От lingua teutonica к lingua naturae . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2. Парацельс. Liber scripturae и liber naturae . . . . . . . . . . . . . . 48
3. От учения о семи качествах к «понятию» Бездна
и учению о «вечной Воле» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
4. Основные этапы творчества Бёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
5. Теософия Бёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
II. «Бездна» (Ungrund) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
1. Значение понятия «Бездна» (Ungrund)
для понимания учения о «вечной Воле» . . . . . . . . . . . . . . . . 140
2. Бездна – Ничто – Становление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
3. Идея «бездонного» Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
4. Попытка определения Бездны через ее 7 качеств,
или «источных духов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
III. Учение о Троице . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
1. Ступени теогонического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
2. Негативное в идее самого Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
IV. Учение Бёме о природе, или Натур-теософия . . . . . . 192
1. Понятие вечной природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
2. Понятие Творения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
3. Теогоническая душа человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
V. Учение Бёме о человеке, или Антропо-теософия . . . . 283
B
Протестантское начало в философии Бёме
1. Бёме и учение лютеранской Церкви . . . . . . . . . . . . . . . . 309
a. Лютер и Бёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
b. Лютер и немецкая мистика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
c. Радикальный пиетизм: Квирин Кульман (1651–1689)
и Йоханн Гихтель (1638–1710) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
2. Протестантская Церковь и Бёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
a. Фридрих Отингер (1702–1782) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
b. Йоханн Юнг-Штиллинг (1740–1817) . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
c. Истинная христианская Церковь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
C
Якоб Бёме в литературном движении немецкого романтизма
и в философии немецкого идеализма XIX столетия
1. Немецкий романтизм:
Людвиг Тик (1773–1853)
и немецкий романтизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
2. Франц фон Баадер (1765–1841) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
3. Георг Хегель (1770–1831) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
4. Фридрих Шеллинг(1775–1854) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
ПРИЛОЖЕНИЕ
Якоб Бёме
Mysterium magnum, или Великое Таинство, 1623
Предисловие автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
Глава I. Что такое открывшийся Бог и о Троице . . . . . . . 416
Глава II. О Слове или Сердце Божьем . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
Глава III. Как из вечного Добра возникло Зло,
которое в Добре не имеет начала ко Злу;
и о происхождении темного мира или ада,
в котором обитают бесы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
Глава IV. О двух принципах, т.е. о Божьих любви и гневе,
о тьме и свете, чтó необходимо рассмотреть
читателю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
Глава V. О пяти sensibus или чувствах (Sinnen).
Огонь любви, Венера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
Глава VI. О существе телесности, седьмой вид природы.
Седьмое существо. Луна и Сатурн,
Начало и Конец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439
Глава VII. О святой Троице
и божественном Существе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Фридрих Шеллинг
Философия и религия, 1804
В кратком изложении Куно Фишера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
I. Вопрос о религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
II. Решение вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
1. Бог и мир в Боге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
2. Отпадение и мир вне Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
3. Возвращение к Богу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
4. Царство духов и бессмертие души . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
III. Мистерия философии и религии . . . . . . . . . . . 465
IV. Переход к теософии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 466
О сущности немецкой науки, 1807 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
Философские исследования
о сущности человеческой свободы, 1809 . . . . . . . . . . . . . . 486
Николай Бердяев
Из этюдов о Якобе Бёме, 1930
Этюд I. Учение об Ungrundе и свободе . . . . . . . . . . . . . . . . . 568
Этюд II. Учение о Софии и андрогине . . . . . . . . . . . . . . . . . 596
Якоб Бёме и русские софиологические течения . . . . . . . . . 613
Георг Хегель
Возвещение новой философии
в кратком изложении Куно Фишера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 625
Фрэнсис Бэкон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 625
Якоб Бёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 626
Комментарии и примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 630
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter