Расширенный поиск
Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 1999. – 244 с. – ISBN 5-201-02016-Х
Предоставлено Институтом философии РАН
-
Аннотация
-
Содержание
В работе проанализированы малоисследованные в нашей литературе социально-культурные концепции выдающегося немецкого философа, получившие названия «радикализации критического самосознания индивида», «просвещенной общественности», «коммуникативной радициональности», а также «теоретиколингвистическая» и «психоаналитическая» модели. Автором показано, что основной смысл социокультурных концепций Ю. Хабермаса состоит не только в критико-рефлексивном, но и конструктивном отношении к социальной реальности, развивающем просветительские традиции незавершенного проекта модерна. Они охарактеризованы как оригинальные теоретико-методологические и социально-культурные конструкции, открывающие пути к решению современных кризисных социальных проблем.
Введение 3
Глава I. Идеи проекта Просвещения в современном социально-культурном контексте 18
1. Незавершенный «проект модерна» осуществим? 18
2. Модель — проект 22
3. Альтернативные идеи «критической теории» 26
4. Критика идеологии как отправной пункт проектов Франкфуртской школы 41
5. Отношение к марксизму и новая ценностная ориентация 45
6. Концепция культуры и «просвещенной общественности» 71
Глава II. «Теория коммуникативного действия» и традиции реконструкции социальной теории 82
1. Модель коммуникативной рациональности 82
2. В поисках альтернатив: обращение к культуре 98
3. Психоаналитическая модель (психоанализ в социальнокультурном контексте) 116
4. Теоретико-лингвистическая модель 127
Глава III. Проективно-конструктивное отношение к социальной реальности и социально-культурные модели 167
1. Социально-методологические подходы: смена парадигм 167
2. Продуктивность коммуникации (гипотетическая конструкция) 193
3. Утопия или «шанс для альтернативы»?(дискуссия) 215
Заключение 225
Еще по этой теме
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter